Эссе «Я – педагог!»

Друзья мои, учителя-коллеги,
мы рождены быть Героями Духа!

Ш.А.Амонашвили

Я "школьный" человек. И могло ли быть иначе, если наша педагогическая династия началась в XIX веке, когда мой прадед Тихон в глухой сибирской деревне обучал грамоте деревенских малышей?.. Его сын Григорий Тихонович (мой дедушка), с детства впитав любовь к книгам, стал учителем и, пройдя всю войну, в мирное время вернулся к преподаванию истории и географии. Его старшая дочь Нина Григорьевна посвятила жизнь истории и обществознанию, проведя в школе 50 лет; младшая дочь Светлана (моя мать) стала учителем английского и французского языков, отдав учительству треть века. Общий педагогический стаж нашей династии составляет более 150 лет!

Школа - тот особенный мир, где каждый день происходит что-то новое и хорошее. Да, именно так: всегда новое и обязательно хорошее. Темы уроков, бесед, классных часов повторяются, но дети – дети всегда «новые», всегда прекрасные в своём озорном детстве и пытливой юности, и ты чувствуешь себя причастным к этой бесконечной молодой силе. Она даёт тебе вдохновение, побуждает действовать, не застывать в догмах и циркулярах, искать новые подходы, формы, методы. Школа отнимает силы и время, но даёт тебе взамен ситуации и мысли, которые лечат душу и развивают интеллект.

Я – педагог, и это значит, что всё, что я скажу или сделаю, упадёт зерном в растущие души и даст свой росток.

Я – педагог, и это значит, что я, как художник, прикасаюсь к картинам жизни своих учеников. Во мне – огромная сила, на мне – величайшая ответственность. Я должна радовать детей, должна требовать от них интеллектуальной отдачи, но при этом строить работу так, чтобы радости было больше.

Я – педагог, и я должна видеть, чувствовать, знать, чему мои ученики радуются, о чём печалятся, что их заботит, чем они готовы поделиться, в чём сами нуждаются, чему их нужно научить именно сегодня.

Я – педагог, и я должна уметь за три четверти часа достичь большего, нежели просто цель урока: ободрить грустного, приструнить озорника, дать высказаться нетерпеливому, разговорить молчуна, создать ситуацию успеха замкнутому, найти аргументы для несогласного, увлечь скучающего, занять непоседу, подкинуть задачку всезнайке – и связать всё это воедино в гармонию урока.

Судьба наградила меня счастьем понимать школу и быть преданной ей. Она ясна и понятна мне, как любимая книга, главы которой я продолжаю писать своими уроками и встречами с детьми. Звонки и перемены – мои часы, учебные триместры – времена года, лето – наполненное удовольствием осознание того, что скоро я вернусь в мой кабинет – мою мастерскую – и с новой радостью приступлю к Делу своей жизни.